Сокращай меня нежно

06 Апрель 2015, 11:14

Губернатор Петербурга одобрил сокращение бюджета города. Наиболее существенно будут урезаны расходы на транспортную инфраструктуру, в частности, на развитие метрополитена потратят на 30% меньше запланированного. Бюджетников ради выполнения «майских указов» президента пока не тронут. «БалтИнфо» решило выяснить, какие статьи бюджета можно было бы секвестировать безболезненно.

Дурные вести принес глава городского Комитета финансов Алексей Корабельников. Он отметил, что доходная и расходная части бюджета сокращаются на 23,5 млрд рублей каждая, так что заложенный ранее дефицит останется прежним — 55 млрд рублей. После поправок, если их одобрит петербургский ЗакС, доходы бюджета в 2015 году составят 396 млрд рублей, расходы — 451 млрд рублей. В частности, существенно сократятся расходы на транспортную инфраструктуру. Так, под секвестр попали расходы на развитие метрополитена, которые сократились на 6,8 млрд и теперь составят 15,9 млрд рублей (на 30% меньше запланированного). Еще более существенно, более чем наполовину, уменьшатся расходы на приобретение новых трамваев — с 693 до 324 млн рублей. В целом же секвестр коснулся практически всех комитетов, в среднем расходы каждого из них уменьшились на 5%.

«Мы договорились еще три года назад, что будем жить по средствам. Сегодня прогнозы по доходам именно такие, которые обозначил глава комитета. Напоминаю, максимальная экономия, но не на всем и не «лишь бы сэкономить». А на том, что можно отложить на будущее. Социальные же обязательства должны быть выполнены в полном объеме, включая «майские указы» президента», — заявил губернатор Георгий Полтавченко на заседании правительства Петербурга.Расходы бюджета по таким направлениям, как социальная сфера, здравоохранение и образование будут увеличены, подчеркивают в Смольном. Так, на 1,64 млрд рублей больше выделено на бесплатные медикаменты и медицинские изделия для льготников.

«БалтИнфо» решило выяснить, можно ли сократить траты городской казны так, чтобы это затронуло интересы как можно меньшего числа людей.

«Наиболее безболезненно можно было бы урезать всевозможные идеологические расходы, особенно на патриотическое воспитание, — считает Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ. — До 80% средств, которые якобы идут на воспитание у школьников патриотизма тратятся крайне непрозрачно. Также я бы сократил трату средств на всевозможные «петербургские дневники». Такое сокращение трат было бы вполне безболезненным, но, действительно, сэкономит лишь небольшие деньги. Второе важное направление — всевозможные общественные организации нужно поддерживать не финансово, а институционально. Замечательно, что город тратит деньги на поддержку малого бизнеса. Но на практике эта поддержка часто выражается в чтении лекций в духе «как хорошо быть предпринимателем». Главное — создавать адекватные условия для развития бизнеса, но не напрямую его финансировать».

Карпову представляется неверным сам принцип пропорционального урезания бюджета. «На Западе в таких случаях применяют анализ «ключевых секторов» — тех секторов экономики, которые связаны с максимальным количеством других. Чаще всего ими бывают строительство и транспорт, как ни странно это услышать от градозащитника. Конечно, сокращение трат на развитие метро — это очень болезненно. Но, как мне подсказывают профессионалы-урбанисты, для такого бедного города как Петербург метро — не приоритетный вид транспорта. А мы должны честно признаться, что живем в бедном городе. Считается, что в бедных городах нужно развивать, в первую очередь, автобусный транспорт и тщательнее прорабатывать транспортные тарифы», — отметил эксперт.

С пониманием и некоторой безнадежностью смотрит на стратегию властей политолог и экономист Дмитрий Травин. «Принятое решение вполне понятно. Когда там эти станции метро еще будут построены? Так поступают во все кризисы — в первую очередь урезают инвестиции. Ведь если сократить зарплаты бюджетников, это вызовет настоящий скандал. Единственная рекомендация, которую я могу предложить, весьма банальна — в 2 раза сократить число чиновников. Их исчезновения город просто не заметит. Но вполне понятно, что делать этого никто не будет. Решение сократить зарплаты чиновникам на 10% тоже не кажется мне вполне разумным. Среди служащих немало тех, чья работа действительно необходима, и лишать их поощрения не нужно», — отметил он.

Депутат ЗакСа Марина Шишкина считает, что больше всего бессмысленных трат ушло на всевозможные мегапроекты. «Сколько можно строить этот стадион на Крестовском острове? Или все эти безумные «город Южный» и «Сестрорецкий намыв»? Почему городская казна должна тратиться на эти огромные инфраструктурные проекты? Проблема в том, что и бюджетники и метрополитен относительно беззащитны. А вот за лоббистами всех этих мегапроектов стоят влиятельные люди, с которыми городу спорить трудно», — предполагает она.

Истчоник: http://www.baltinfo.ru